Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Гром Победы Бессмертного полка

Материалы смотров-конкурсов

Суворов

Актуальный материал 

«Видимо, просто пришло время Суворова...»

Беседа с председателем КРОД в поддержку прославления А.В. Суворова в лике святых Русской православной церкви «Суворовское движение»
К.В. Кудиновым.

 

"Суворовский" календарь на 2017 год

Суворовский календарь на 2017 год

Монография "Азовская икона Божией Матери"

Скачать монографию "Азовская икона Божией Матери"Скачать монографию "Азовская икона Божией Матери"

2 января - день поминовения святого праведного Иоанна Кронштадтского. 2 января 1909 года (20 декабря 1908 г. по ст.ст.)



 

Казак без веры - не казак!


Патриарх Кирилл видит в казаках «авангард православного воинства»

Патриарх и казаки


Павел ХаритонинПавел Харитонин

Павел Харитонин
автор и исполнитель, кубанский казак


 

 Книга Русанова Е.А. "Пробуждение голоса" 

СкачатьСкачать


 

 Кронид Обойщиков

Перейти на страницу автораПерейти на страницу автора


 

Приложения к газете "Суворовскiй редутъ"

СкачатьСкачать

СкачатьСкачать

Божественная иерархия

 

 

БОЖЕСТВЕННАЯ ИЕРАРХИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Священник Евгений Порфирьев,
клирик Свято-Никольского храма
г.Краснодара

 

 

      Впервые термин ίεραρχίαζ был введен св. Дионисием Ареопагитом, первым епископом г.Афин, в сочинениях «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии».

      Иерархия означает вообще весь тот порядок действий и отношений всех существ, наделенных разумом и свободой воли, посредством которых достигается конечная цель религиозной жизни – уподобление Богу и соединение с Ним (обóжение), возможность стать богом по благодати. Характерным свойством этого порядка является посредство и содействие высших существ – в деле сообщения Божественного Откровения – низшим. В первую очередь, св. Дионисий прилагает понятие иерархии к духовному миру (ангельскому). Все эти духовные существа он разделяет на девять чинов, или три триады и каждый из этих разрядов, воспринимая сам божественное ведение и силу от высшего, в свою очередь передает их низшему, а все они вообще служат посредниками между Богом и миром человеческим.

      I    серафимы, херувимы, престолы

      II   господства, силы, власти

      III  начала, архангелы, ангелы

      Продолжением Небесной иерархии является иерархия, в которой есть три степени тайносовершителей : 1) высшая и совершительная – иерарх,  2) средняя и световодственная - священнослужитель, и 3) низшая и очистительная – диакон, которые через троякую деятельность – усовершающую, просвещающую, очищающую – в таинствах проводят Откровение  в жизнь членов Церкви. Таинство священства установил Сам Господь Иисус Христос, поставив одних апостолами, других пророками, третьих евангелистами, четвертых пастырями и учителями (Еф.4:11-12), а о первых рукоположенных во диаконы говорится в Деяниях Апостолов (Деян. 6:6 и 14:23).

      Церковная иерархия, установленная Богом, понимается не только как церковная власть, но как определенное учреждение, которое с самого начала связано с известными лицами и должно непрерывно продолжаться через передачу полученных ими полномочий, при посредстве определенного видимого знака таинственного рукоположения. Апостольское преемство входит как необходимый момент в понятие иерархии.

      Если мы веруем, что только Бог установил единый священный порядок как в невидимом, так и в видимом мире, и  Промышляет о каждом своем творении, то безусловно существует определенная иерархия в государстве и семье. Сам Иисус Христос возвестил нам и всему миру о Царстве Божием, причем официально, на государственном уровне. Он явил это высшее свидетельство в присутствии сначала иудейского Синедриона, а затем в присутствии Понтия Пилата – прокуратора римского. Он был осужден действующим судом своего времени, и царство мира сего отказалось признать права Царства Христова.

      Об этом свидетельствует сонм мучеников от первых веков христианства и до наших дней. Велика ответственность правителя облеченного властью за то, что происходит с его народом. Святые Отцы говорят, что правитель даст отчет перед Богом за то, что он не защищал свой народ во время опасности, во время войны, «Власть есть понятие не юридическое, но, в первую очередь, религиозно-нравственное… Разница в том, что одна власть по воле Божией, а другая – по попущению, для наказания и вразумления осуетившихся людей.»[3].  Какие сегодня мы с вами, судите сами…

      Известно, что для древних евреев Царем был Сам Господь, а Моисей, Иисус Навин, Судьи были все Его исполнителями. В дальнейшем Цари избирались также Богом – Саул, Давид, Иеровоам и посвящались на царство при всем народе, через помазывание священным елеем. Также это было и в России от Иоанна Грозного и до св.мч. царя Николая II. Вертикальная власть, дарованная царям по благодати, давала возможность всему народу быть сотворцами Господу в Божественном мироустройстве. Только благодаря единству церковной и государственной иерархии, освященной  Самим Богом, Российское государство и народ не было попущено к уничтожению и обращению в рабство. Несмотря на падения, измены и ереси как в высшем свете, так и среди народа.

       Царь,  помазанник Божий, был всегда «батюшкой», который радел за русский народ и вместе с Патриархом горячо молился о нем, поэтому теократическая власть всегда была для русских народов единственной, истинной властью.

      На вечернем молитвенном правиле мы ежедневно просим Бога «Заступник души моея буди Боже, яко посреде хожду сетей многих, избави мя от них, и спаси мя Блаже, яко человеколюбец». В нашей современной жизни пустое место от богоустановленной иерархии стало заполняться сетевыми структурами. Сеть – это новая организация человеческого общества. Новый мировой порядок.

       Противоборство сети и  Иерархии является главной парадигмой современной эпохи. Церковь, семья и само государство основаны на иерархии, а сетевое мироустройство – горизонтальное. Оно подобно паутине с  развешенными на ней сладкими капельками потребительских пороков. Но любая паутина только с виду плоская. У любой сети есть Хозяин. До поры до времени прячущийся в тени. Таким образом, любая сеть так же иерархична, но только в перевернутом виде. Недаром говорят: дьявол – обезьяна Господа Бога.

      В Божественной иерархии большинство всегда добровольно подчиняется правде, которую жертвенно несет ему меньшинство. И если первая – это иерархия света, а ее вершина и глава «Солнце Правды», открытое пред всеми и изливающее благодать на землю, то обратная – иерархия тьмы: чем сильнее властитель, тем большим мраком он сокрыт. Любые «тайные знания» происходят оттуда же…

      Также как и в обществе, в семье существует своя иерархия – как бы аналогия  Пресвятой Троицы : отец, мать и дети. Благословение на создание семьи Господь дал нашим прародителям ещё в Раю – «плодитесь и размножайтесь». Семья основывается на любви, вере и свободе. И иерерхическом свободном подчинении. Семья является «первичным лоном человеческой культуры» [4], основным фундаментом государственности. «В здоровой христианской семье есть один единственный отец и одна единственная мать, которые совместно представляют единый – властвующий и организующий авторитет в семейной жизни. И эта власть «насыщаемая любовью, является благостною силою», которая «воспитывает человека к внутренней свободе» [4].

      Говоря о соотношении свободы и иерархии (подчиненности) как основного свойства человеческой личности, нельзя не сказать об отношении благодати к свободе. В православной догматике эта проблема давно решена оросом IV Вселенского Собора. Для человека могущественное действие Божественной благодати, которая даётся нам по милости Божией, не сопровождается насилием и подавлением человеческих сил, а ведет к свободному подчинению их высшей силе. Восточные отцы утверждают, что человек может свободно направлять свою волю и вопреки благодати – об этом говорит нам, например, первомученик Стефан, обвиняя иудеев: «Вы противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян.7:51), об этом же говорил ап. Павел (Евр.3:7-8). Благодать – это присутствие в нас Бога, и оно требует с нашей стороны непрестанных усилий. По мере нашего подвига благодать все более и более в нас раскрывается, стяжается человеком. Если человек ведет недолжный образ жизни, благодать отходит от него; так как дается она человеку не безусловно, а в зависимости от его образа жизни.

      Осознавая себя «микротеосом», сотворенным по величайшей благости Божией (после ангельской иерархии), человек воссоединяя в себе видимый и невидимый мир, призван к обóжению. Его как царя над всем мирозданием поставленного между Небом и землей, «в малом великого, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству, земного и небесного, временного и безвременного, видимого и умосозерцательного» [1]. Бог поставляет Адама в Раю и дает непреложный закон, который по своей свободе воли он нарушил и потерял боговидение и богообщение. Спаситель своею Крестной смертью, Воскресением и Вознесением восстанавливает первозданного Адама, вознося нашу плоть на недосягаемую высоту. Занимая определенное место в мировой Вселенской Иерархии, человек может быть свободен только во Христе. Всякая иная «свобода» - есть вседозволенность и рабство греху.

       «Что дерево без корня, то – почитание ко власти земной без почитания ко власти Божией; сперва воздай честь Небу, а потом земле», говорил А.В. Суворов.

 

      Газета «Суворовский редут» № 5

сайт: суворовское-движение.рф

 

Литература

  1. Свт. Григорий Богослов Творения в 2х т.т. Т.1-Свято-Троице-Сергиева Лавра , 1994. СС.660-680.
  2. Св. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. СПб, 2006.-С.52.
  3. Митр. Иоанн (Снычев). Посох духовный. СПб. Царское дело. С. 45.
  4. Иван Ильин. Основы христианской культуры. СПб, Шпиль, 2004. СС.193-196.